четверг, 15 декабря 2016 г.

Культура древних цивилизаций

Культура древних цивилизаций
Возникновение древнейших цивилизаций относят примерно к IV тысячелетию до н.э., когда на территории Северо-Восточной Африки и Передней Азии в долинах крупных рек появились Египет, Вави» лон, Шумер, Ассирия, Урарту и другие государства. Многие ученые справедливо считают, что на ранних этапах становления человеческого общества и зарождения государства географический фактор играл решающее значение, поскольку от него во многом зависели не только культура земледелия, успехи в области экономики и торговли, но и развитие культурных связей между различными народами.
Экономика ранних рабовладельческих государств была основана на разделении труда и частной собственности. Формой политического устройства большинства государств была деспотия. Единоличным собственником государственных богатств, а также властелином и повелителем своих поданных был царь или фараон. В ближайшем окружении фараона находились жрецы и малочисленная знать из особо приближенных. Внизу общественной лестницы находились бесправные рабы, трудом которых воздвигались колоссальные храмы, пирамиды, дворцы и гробницы царей, возводились ирригационные сооружения, обрабатывались металлы. Повелитель считался существом высшего порядка и провозглашался сыном бога. Ореол божественности поддерживался всем его окружением. В его честь исполнялись гимны, воспевающие могущественность и силу царя царей, которую сравнивали с природными стихиями. Монарха наделяли сверхчеловеческими способностями и, чтобы подчеркнуть его власть, уподобляли небесным светилам, горам, зверям.
Среди ранних рабовладельческих государств с высокой материальной и духовной культурой заметное место занимает Египет. В истории Древнего Египта выделяют следующие периоды: додинастический (IV тыс. до н.э.), Раннее и Древнее царство (III тыс. до н.э.), Среднее царство (кон. III тыс. - 1-я пол. II тыс. до н.э.), Новое царство (2-я пол. II тыс. до н.э.), а также послединастический период (кон. II тыс. — I тыс. до н.э.).
Уже в додинастический период своей истории в Египте успешно развивались строительное дело, прикладное искусство и скульптура. Памятники архитектуры, портретной скульптуры, а также рельефы и росписи, художественные ремесла, различные литературные жанры (например, автобиографии вельмож и чиновников, надписи на стенах пирамид, различные поучения и пр.) появились в период Древнего египетского царства. Изучая памятники изобразительного и словесного искусства, ученые пришли к выводу, что египтяне имели не только представления о прекрасном, но и соответствующие им эстетические термины. Творчество египетских художников регулировалось определенными канонами, т.е. сводом строгих правил, которым неукоснительно должен следовать художник. Они предписывали художникам использование строго определенных пропорциональных и цветовых отношений, основанных на математическом расчете (задолго до пифагорейцев египтяне использовали математику в художественном творчестве). Регламентация искусства свидетельствовала не только о консервативности общественного устройства, но и о том, что искусство являлось составной частью культа загробной жизни и было тесно связано с религиозными обрядами древних египтян.
Египетские боги зооморфны: они имели полузвериный-получеловеческий облик, уходя своими корнями в первобытное время, когда существовал культ священного животного - тотема. Бог Анубис, являвшийся у египтян покровителем умерших, имел голову шакала, а богиня войны Сохмет изображалась с головой львицы. Священных животных (кошек, быков и даже крокодилов) содержали при храмах, оказывая им всяческие почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах. Среди божеств высшим культом был культ бога Солнца, одновременно и дающего жизнь, и испепеляющего. По-разному именовали бога Солнца в разные периоды египетской истории: то именем Ра в Древнем царстве, то Атоном в Новом царстве. Многообразием отличалась и солнечная символика - от привычного шара с множеством исходящих от него лучей до изображений его в виде сокола или тельца.
Другим важнейшим божеством, производным от главного, являлся бог Гор, символизировавший собой животворящий солнечный свет. В «Мифе об Осирисе и Горе» трансформировались сказания земледельцев о вечном круговороте и обновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю. Этот миф соединился с культом фараонов и представлениями о загробной жизни. Известно, что в  Др. Египте устраивалась мистерия, сопровождавшая коронацию нового царя после смерти его предшественника. Новый царь объявлялся богом Гора, а похороны умершего сопровождались обрядом, символически воспроизводящим историю гибели Осириса, оплакивания его богиней Исидой и его воскресения. Данный ритуал в Древнем царстве относился только к особе фараона, но впоследствии стал частью погребальной церемонии знатных и богатых людей. Рядовых общинников и рабов хоронили без всяких церемоний, зарывая в песок, а умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь клали священный амулет - жука-скарабея, на котором было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против него на суде Осириса, куда он должен был явиться после смерти. В отличие от древних вавилонцев, египтяне не убивали вдову и слуг, чтобы захоронить их вместе с господином, их религия была более гуманной и не требовала человеческих жертв.
Благодаря древнему погребальному культу родилось знаменитое портретное искусство Египта - посмертные маски (копии лица умершего человека). Египтяне верили в существование жизненной силы Ка, которая после смерти человека ищет земную оболочку и стремится вселиться в нее. Поэтому кроме самих мумий в гробницу помещали портретные маски умерших. В них не было жизни, их лики освобождены от времени и обращены к вечности. Однако с течением времени маски претерпели изменение: в Древнем царстве они характеризовались большей бесстрастностью и спокойствием, а в Среднем и особенно Новом царстве приобрели большую индивидуальность и характерность, за которыми постепенно стали угадываться личностные особенности.
В результате apxeoлогических раскопок египетские захоронения в саркофагах вместе с посмертными масками было обнаружено множество небольших статуэток, по-видимому, заменявших умершему слуг. А на стенах гробниц  были найдены росписи и рельефы, изображающие сцены земной жизни семьи властелина, а также труд рабов на полях, пастбищах и в мастерских. Примечательно то, что интерес художника к потустороннему миру не перевешивал интереса к миру действительному. Нередки изображения домашних животных и птиц, которых увековечивал художник.
Художники, скульпторы и зодчие в Др. Египте пользовались особым почетом и уважением, их творчество рассматривалось как выражение божественной воли. Само искусство являлось носителем вечной жизни и, согласие канонам, освобождалось от всего временного, преходящего и неустойчивого. Художественный язык должен был отвечать идее постоянства, отсюда - предельно четкий контур, ясная и строгая в своей простоте и лаконичная линия, обобщенные и плотные объемы, пропорциональность и соразмерность изображенных на рельефах фигур. Сложились строго определенные принципы изображения фигуры на плоскости: голова и ноги в профиль, торс развернут, а вся фигура обрисована единой упругой линией. Конструктивной основой туловища являлся плечевой пояс - выразительная горизонталь станет одним из важнейших элементов канона в изображении фигур не только в скульптурном объеме, но и на плоскости.
Основные  каноны художественного творчества начали складываться уже в Древнем царстве. Искусство того периода называют «классическим» его отличает монументальность, спокойная торжественность и величавая простота (вспомним пирамиду Хеопса и Великого Сфинкса) И вместе с тем в раннем искусстве присутствует больше дыхания жизни, чем в искусстве последующих эпох. Это, по-видимому, находит свое объяснение в том, что каноны стояли в то время ближе всего к своим первоистокам, не являлись застывшими.
Реализмом и безупречным мастерством исполнения отличается портретный деревянный рельеф зодчего Хесиры (нач. III тыс. до н.э.), достойно представляющий искусство Древнего царства. Его изображение выполнено в строгом соответствии с каноном, однако стройное тело словно «живет» каждым своим мускулом.
Устойчивыми сюжетными композициями в рельефах и фресках являются шествия и процессии, в которых фигуры движутся одна за другой через одинаковые интервалы, создавая определенный ритм. Классическим примером такой композиции служит рельеф из гробницы в Саккара. Движения слуг, изображенных на рельефе, естественны и непринужденны, что никогда не допускалось при изображении хозяев, равномерная повторяемость в изображении фигур, движений, поз и жестов придает композиции не только своеобразную декоративность, но и ритуальную торжественность: вереницы быков, гусей, журавлей движутся за своим хозяином в вечность...
Особая художественная роль в египетских рельефах принадлежала иероглифам, которые заполняли пустоты между фигурами, создавая вместе с уменьшенными фигурками животных впечатление одухотворенного узора. Связь изображения и надписи была не просто внешней, декоративной, а более  глубинной, мировоззренческой.
Пиктография (т.е. картинное письмо) стояла у истоков письменности древних египтян. Изображение являлось не просто условным знаком, а священным образом-знаком, который стремился закрепить и увековечить жизненную силу предмета, сберечь его навека. Подобно искусству, письмо было составной частью религии, уделом жрецов. Не случайно писцы считались служителями бога Тота и особо почитались у египтян, что свидетельствовало об уважении к их образованности и культуре.
От пиктографии письменность эволюционировала к идеографии (в ней рисунок обозначал слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. При этом изобразительное начало в знаках все более упрощалось и в конце концов потеряло связь с предметом, который этот знак когда-то отображал. Существование знаков-образов подтверждает глубинное родство письменности с искусством, также имеющим образную природу. В вереницах сцен, опоясовавщих стены усыпальниц, можно встретить «опись» богатств и деяний фараонов и вельмож, а нередко и точные цифры голов скота и рабов, которыми они владели. Египтяне наивно верили в безусловную реальность создаваемых искусством образов, благодаря которым мир удваивался и символизировался. Расшифровать древние письмена удалось лишь после того, как ученые восстановили утраченный со временем смысл.
Подлинные рельефы из гробниц Хенену и Хени, хранящиеся в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, дают нам представление о памятниках Среднего царства. На них иероглифы изысканно и разнообразно сочетаются с фигурами птиц, животных и многочисленных предметов. В нижнем левом углу горделиво восседают две фигуры - мужская и женская. Плоскостное изображение оживает благодаря различного рода рельефной моделировке - от слегка выпуклой по отношению к фону до углубленной или находящейся с фоном на одном уровне. Сочетание разной рельефной проработки создает вибрацию поверхности: плоскость словно живет и дышит. Согласно канону, размер изображения зависел от его значимости - чем значительнее предмет, тем он больше. Самым большим изображался хозяин, по меньше фигуры его родственников, а рабы и пленники - еще меньше Представлений о перспективе у египтян, по-видимому, еще не было, поэтому размер имел строго определенный смысл, подчеркивая значимость и величие фигур на плоскости. При таком строго канонизированном подходе не требовалось никаких других атрибутов величия. Даже фигуры самих фараонов, почитавшихся богом, были лишены дополнительной пышности: они изображались, как и их подданные, полуобнаженными в набедренной повязке, но, в отличие от рабов, в головном уборе.
Египетское искусство обладало одной важной отличительной особенностью - по сравнению с несметными богатствами фараонов, оно сохраняло благородную сдержанность в композиционном, цветовом и пластическом решении. Ничего вычурного мы не встретим ни в архитектурных, ни в скульптурных его формах. Рельефы раскрашивались в желто-коричневые и зелено-голубые тона, напоминающие по своей гамме естественный цвет земли и синего безоблачного неба Египта. Любимым цветом египтян был насыщенный и звонкий голубой цвет, сохранившийся до наших дней благодаря мелким фаянсовым статуэткам и изделиям прикладного искусства.
Другой отличительной особенностью египетского искусства являлась его контрастность - грандиозные и монументальные архитектурные сооружения (дошедшие до нас пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина) соседствуют с изящной и миниатюрной скульптурной пластикой, о которой можно судить по имеющимся в коллекции Государственного музея изобразительных искусств прекрасно сохранившимся изделиям и предметам прикладного искусства - в их числе деревянные скульптуры слуг фараона, относящиеся к периоду Среднего царства, а также более поздние миниатюрные статуэтки разнообразных почитаемых египтянами животных, выполненных в камне, относящиеся к периоду Нового царства.
Однако, несмотря на соблюдение канонов, установленных в эпоху Древнего царства, в искусстве Среднего и особенно Нового царства постепенно усиливается индивидуальность образов в портретном искусстве, появляются новые композиционные и стилистические элементы в рельефных изображениях. Традиционные формы приобретают новое содержание, что приводит к рождению совершенно иных образов. Так, например, если сравнивать гигантского высеченного из скалы Сфинкса фараона Хефрена в Гизе эпохи Древнего царства, которого называют «прадедом» бесчисленных египетских сфинксов, с более поздним Танисским сфинксом эпохи Среднего царства, то, даже на первый взгляд, заметна существенная разница обоих образов. Замирая и благоговея перед грандиозностью и величием Главного Сфинкса, сомневаешься в его рукотворном создании. Второй сфинкс производит совсем иное впечатление, напоминая фигуру льва с точно переданными чертами лица фараона Аменемхета III. Первый Сфинкс - обобщенный образ-символ не только властелина пустыни, охраняющего пирамиду фараона Хефрена и Гизе, но и владыки Вселенной. Образ второго официально-холоден: ввиду портретного сходства и точной прорисовки деталей он не несет той символической значимости и выступает скорее в роли образа-знака отсылая к конкретному историческому прообразу.
В Новом царстве заметно изменяется архитектура: все чаще вместо гробниц, переставших быть наземными сооружениями, строят храмы-святилища, в которых прославилось величие фараона и бога Амона. Известные памятники архитектуры того времени - храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре близ Фив. В отличие от пирамид, строгих по своей конструкции и напоминавших гору, храмы больше походили на дремучий лес: во множестве колонн можно было затеряться. Из двора, обнесенного колоннадой, путь вел в сумрачный гипостильный зал, а уже затем в святилище. Так, например, в гипостильном зале храма в Карнаке насчитывалось 144 колонны различной формы - папирусообразных, лотосовидных, цальмовидных и пр. Иные обладали такой толщиной, что их не могли обхватить и пять человек. Нижние части стен украшались растительным орнаментом, а потолок расписывался золотыми звездами на темно-синем фоне (в таком стиле оформлен и египетский зал в ГМИИ). Стены, обелиски, иногда и колонны были испещрены иероглифами и покрыты вязью рельефов. Архитектурные формы колонн подражали растениям и деревьям, росшим по берегу Нила. До эпохи Нового царства они не встречались в архитектуре в таком объеме. Внутри храмы украшали множеством крупных статуй и небольших статуэток, выдержанных в общем монументальном стиле. В московском собрании хранятся две тонкие и изящные статуэтки из черного Дерева - портретные фигуры жреца Аменхотепа и его жены Раннаи. Обе статуэтки демонстрируют умение египетских художников передать динамику в статистике. Женская фигура необыкновенно изящна, что явилось знаком времени. Изящество, точность выполненной работы и рефлексивность образов отсутствуют в искусстве Древнего царства (от портретов того времени веяло бесстрастностью и холодностью), они характерны для искусства Нового царства. Заметно обновляются сюжеты, в которые все больше проникает «светский» дух: в рельефах и росписях гробниц и дворцов все чаще встречается тема пиров, празднеств, где присутствуют послы, знатные дамы, арфистки, танцовщицы. Дамы нередко изображаются за туалетом, одеванием и косметическими процедурами. Даже переселяясь в загробный мир, египетские знатные дамы берут с собой наборы туалетных принадлежностей, выполненных из золота, фаянса и слоновой кости: драгоценные ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, изящные туалетные ложечки. Все они отличаются строгостью и изяществом, выполнены с прекрасным чувством цвета и материала, примером чему может служить изящная туалетная ложечка из московского собрания, выполненная в виде плывущей обнаженной девушки, которая держит в вытянутых руках розовую чашечку лотоса. Подобные светские мотивы значительно обновляют старые каноны, с которыми начинают обращаться все более свободно. Появляются непривычные позы и ракурсы, ранее не встречавшиеся, - анфас, три четверти, со спины, наложение фигур друг на друга. В  сравнении с прежним рисунок становится более изысканным.
Появление в искусстве новаторского этапа связано с правлением фараона-реформатора Аменхотепа (Эхнатона) в XIV в. до н.э. Нововведения Аменхотепа заключались в том, что он смело выступил прот     ив фиванского жречества, сделав его своим непримиримым врагом, а также отменил единым законодательным актом весь древний пантеон богов и провозгласил славу одного бога А топа - покровителя и отца не только египтян, но и всех народов. Его союзниками были средние, сравнительно небогатые слои свободного населения, а не крупная знать.
Искусство времен Аменхотепа называют амарнским (в честь столицы Амарна). Оно заметно демократизируется по сравнению с искусством прежних времен, ибо обращается к простым чувствам людей, Душевная непроницаемость, характерная для искусства ранних периодов, заменяется изображением воплей и стонов плакальщиков, мрачной покорностью плененных рабов, психология которых начинает интересовать художника. Изображаются лирические сцены семейной жизни Аменхотепа, портрет его дочерей. Этот новый образный строй не укладывается в рамки привычных канонов. В отдельных случаях искусство этого периода становится манерным, что свидетельствует об  определенном периоде декаданса. Искусство того периода отражено в портретах самого Аменхотепа и его жены Нефертити. Портрет Нефертити, созданный скульптором Тутмесом, - один из лучших в ряду женских портретов в мировом искусстве.
Реформы Аменхотепа в религиозной и политической сфере были слишком смелыми, чтобы стать долговечными. Реакция на них началась уже при его преемнике Тутанхамоне. Вскоре все старые культы были восстановлены, а имя самого Аменхотепа предано проклятию. Однако художественные нововведения Аменхотепа развивались в искусстве по крайней мере еще в течение столетия. Чудесные образцы амарнского стиля сохранились в гробнице Тутанхамона. Этот юный царь умер в возрасте 18 лет, не совершив ничего выдающегося, но открытие его гробницы, сделанное в 20-х гг. нашего столетия археологом Говардом Картером, явилось большим событием в египтологии. Как пишет Картер, «единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен». Стены усыпальницы Тутанхамона были из золота, в нескольких золотых гробах, вставленных один в другой, каждый со скульптурной маской фараона, покоилась мумия, усыпанная драгоценностями и амулетами. Помимо саркофагов и украшений, представляющих высокую художественную ценность, в гробнице было обнаружено много рельефов и скульптур. Найдены также грациозные статуэтки богинь-охранительниц, превратившихся из суровых зооморфных богинь в добрых фей, а также портрет новобрачных - юного фараона и его столь же юной жены, гуляющих в цветущем саду (произведение отличается интимностью и лирической нежностью, столь не характерной для египетского искусства).
К искусству этого периода принадлежит и находящийся в московском собрании рельеф плакальщиков. Египетское искусство поражает здесь открытой экспрессивностью, драматизмом простертых кверху и заломленных гибких рук. Вся композиция резко отличается от ранних рельефов (вспомним изображения строго параллельных и ритмических процессий), здесь ритм намного усложняется - фигуры не следуют одна за другой, а теснятся, сталкиваясь, падают наземь. Нет привычной распластанное, у каждой фигуры видно только одно плечо. Резцы художника не ровные, а нервные и порывистые. На этом эволюция египетского искусства заканчивается, и оно постепенно затухает. В результате тяжелых и длительных войн с эфиопами и ассирийцами Египет утрачивает былую политическую и военную мощь, а затем и культурное первенство., несомненно, отразило особенности мышления, рожденного деспотическими режимами, - любовь к «гигантомании», создание полузвериных-получеловеческих образов-символов. Оно выработало свое особое художественно-пространственное мышление. Не случайно искусство той эпохи Гегель назовет впоследствии «символическим», подчеркнув, что оно наиболее полно воплотило в себе «дух» времени, найдя адекватную ему форму. Архитектура Древнего Египта и в конце XX столетия поражает грандиозностью и масштабностью своих монументальных сооружений, построенных более сорока веков назад. Влияние египетской культуры и искусства сказалось не только на культуре восточных государств - таких, как Ассирия, Финикия, Иудея и др., но и на искусстве Греции, причем не только на начальном этапе ее развития, но и в более поздний период - эпоху эллинизма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий