четверг, 15 декабря 2016 г.

1 куррс философам на 21 апреля Культура и искусство XVII-XVIII вв

1 курс философам на 21 апреля 
Культура и искусство XVII-XVIII вв
Среди множества сосуществующих в европейской культуре XVII-XVIII вв. и во многом непохожих друг на друга художественных тенденций можно выделить ряд доминант и заострить на них внимание. Безусловно, наследие Ренессанса не кануло в вечность и, претерпевая изменения, продолжало жить своей жизнью. Не исчезло с лица земли, несмотря на религиозные войны и разрушения, походы крестоносцев и инквизиторские костры, искусство средневековья с его шедеврами архитектуры и живописи, останавливавшее взор на вертикалях готики. Мифологическими сюжетами и вечным стремлением возродить утраченную гармонию напоминала о себе античность. Мировая культура продолжала накапливать свой потенциал, обогащаться новыми поисками и открытиями, пытаясь найти новые ниши.
В XVII в. художественная культура Италии значительно утрачивает свое былое влияние и центр европейской культуры перемещается во Францию. Новаторский дух французского искусства формируется не без влияния со стороны новых политических и экономических условий. Франция явила собой пример классической страны абсолютизма, который стал объединяющим началом в обществе. В средневековых городах местное самоуправление сменилось господством буржуазии и централизованной власти. Вступило в свои права новое гражданское общество.
Наряду с прогрессивной ролью, абсолютизм, несомненно, имел и отрицательные последствия, что сказалось, в первую очередь, на усилении социального расслоения общества и ухудшении жизни крестьян, оказавшихся внизу общественной лестницы. Это приводило к многочисленным крестьянским восстаниям, которые жестоко подавлялись королевской властью. Социальная база эпохи абсолютизма заметно сузилась по сравнению с предшествующей культурой эпохи Возрождения. В первую очередь, она отражала интересы двух классов - дворянства и буржуазии.
Упрочившийся абсолютизм установил принцип всеобщей регламентации и регулирования всех сторон жизни - от экономики и политики до культуры и искусства. Это привело к подавлению всякой личной инициативы и свободы. Регулятором человеческого поведения становился долг, который отождествлялся с государством, которому отдельный член общества должен был подчиняться. Строгое соблюдение всех требований государственной власти и безусловное подчинение ей провозглашалось высшей добродетелью. Поведение индивида ограничивалось определенными нормами и правилами поведения, но существовала свобода мировоззрения. Абсолютизм сумел подчинить себе хаос эгоистических воль отдельных индивидуумов, стремящихся в эпоху капитализма реализовать свои интересы.
Существенно изменился характер труда: успешно развивалась мануфактура, повлекшая за собой разделение труда, что привело к достаточно высоким успехам материального производства. Промышленность была заинтересована в развитии точных наук - физики, математики, астрономии и др. В философии одержал победу рационализм, основные принципы которого изложил в своей работе «Рассуждения о методе» (1637 г.) Р. Декарт, где он сформулировал четыре правила «для руководства ума», которые сводились к следующему:
1)не принимать за истинное то, в чем сомневаешься;
2)любое затруднение разделить на множество мелких;
3)начинать познание следует от простого к сложному;
4) чтобы избежать упущения, необходимо последовательно изложить свои рассуждения о предмете.
Эти принципы послужили философской основой эстетики классицизма, получившей наиболее полное отражение в литературе, театре и архитектуре XVII в. Теоретиком классицизма явился Н. Буалоизложивший свои взгляды в «Поэтическом искусстве» (1674 г.). Обращаясь к поэтам, он писал:
Так пусть же будет смысл всего дороже вам,
 Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам!
Прекрасное, согласно классицизму, не могло быть вне истины, а поскольку христианские сюжеты иррациональны по своей природе, то им нет места в искусстве. Содержание и форма выражения должны быть ясными и четкими. Это касалось не только частей, но и целого. Основой прекрасного провозглашалась гармония частей и целого, и наиболее полно это требование нашло отражение в драматическом искусстве у Корнеля, Расина и Мольера, а также в архитектуре.
Много внимания Н. Буало уделял моральной ответственности художникаего долгу и профессиональному мастерству, которым он должен блестяще владеть. Одним из основных требований, выдвигаемых теоретиком классицизма к художнику, являлось требование во всем следовать античностиопираясь на ее мифологию. Однако французские авторы по-своему осваивали античность: они ориентировались в первую очередь на римское искусство с его суровыми и мужественными характерами, привлекавшими их внимание и согласующимися с требованиями жизни французского общества. Не случайно положительными героями у Корнеля были Август и Гораций, олицетворяющие долг и патриотизм и ставившие интересы государства выше собственных.
Подобное требование имело и свою положительную сторону: оно способствовало социализации личности, ограничению эгоистической воли индивида. Эту ситуацию в обществе предвидел еще Шекспир, предостерегавший, что в противном случае может воцариться «война всех против всех». Поэтому искусство, следуя требованиям классицистов, не только ограничивало свободу граждан, но и дисциплинировало их, выполняя свое высокое предназначение и воспитывая людей в соответствии с требованиями государства.
Специфика изобразительно-выразительных средств вытекала из требований, предъявляемых классической эстетикой: художественный язык должен стремиться быть четким, ясным и рационалистичным; композиция должна строиться в соответствии со строго установленными правилами. Таким четким правилом для драматического искусства было требование трех единств - места, времени и действия, которому неукоснительно следовали драматурги, создавая свои произведения. В живописи предпочтение отдавалось рисунку, по сравнению
с композицией, колоритом и краской. Главная задача художника сводилась к тому, чтобы воздействовать на публику силой разума и ясной логики. По мнению художника-классициста Н. Пуссена, живопись представляет собой не что иное, как «изображение духовных понятий», воплощенных в материализованных образах, созданных в определенной манере классического стиля. Отсюда и идеализация сюжетов его живописи, заметное их приукрашивание и некоторая абстрактность.
Прекрасное идеализировалось классицистами, поскольку его источник они видели не в природе, а в некоем духовном начале, проводником которого был разум. Духовная красота ставилась ими выше красоты природного мира, а произведения искусства - выше творений природы. Прекрасное в природе должно быть освобождено от первоначальной грубости, очищено от наслоений и оформлено соответственно требованиям разума. Но поскольку разум связан с абстрактным мышлением - понятиями, отражающими общеето и искусство должно быть направлено на отражение наиболее общего и типичного.
Характеры героев в драматургии, согласно требованиям эстетики классицизма, не должны развиваться и быть противоречивыми. В соответствии с этим правилом большинство героев Мольера отличаются статичностью, обладая определенным набором черт своего характера. В них не появляется что-то новое, на протяжении всей драмы они остаются прежними: скупой - скуп, а глупый - глуп. Таким образом, основная идея эстетики классицизма сводилась к требованию подчинить искусство строгой регламентации со стороны разума, подобно тому, как отдельный человек должен подчиниться обществу.
Вместе с тем в искусстве XVII в. сохранились черты и тенденции, доставшиеся ему в наследство от прошлых эпох. Во многом они были прямо противоположны тем, о которых шла речь выше. Искусство бароккополучившее наибольшее распространение в Риме, по-своему отразило поздневозрожденческие идеи о неустойчивости и зыбкости бытия, сиюминутности человеческого счастья, тщетности усилий и поисков идеала в земной жизни. Пессимистический настрой вследствие несбывшихся надежд, которые питали гуманисты Ренессанса, выразился в своеобразии стиля искусства барокко: извилистых и нервных линиях в живописи, вычурности и нагромождении множества отдельных деталей в архитектуре, а также тематике литературных произведений, для которых характерно стремление изображать мучеников за христианскую веру, сцены самоубийства и проч. От строгого, холодного и во всем согласующегося с логикой разума классицизма барокко отличается динамизмом и противоречивостью, эмоциональностью и чувственностью. От первого веяло строгой гармонией и холодностью, от второго - теплотой и сердечностью, телесностью и жаждой жизни.
Несмотря на влияние художественных принципов искусства барокко и классицизма, существовали художники, творчество которых невозможно (да и не нужно) вписать в какие-то определенные рамки, отнести к какому-то стилю или направлению. Гении во все времена оказывались выше любых предписаний, которые диктовались со стороны. Они оставались свободными в своем творчестве, нередко намного опережая свое время. XVII в. был богат талантами, но фигуры Рембрандта и Эль Греко по праву претендую на первенство.
Гениальный голландский портретист и мастер светотени, Рембрандт оказался прекрасным психологом, оставившим после себя шедевры портретного искусства мировой живописи. Обращаясь к библейским сюжетам, Рембрандт наполнял их новым содержанием, концентрируя свое внимание на внутренней духовной жизни человека. Особенностью его творческой манеры явился повышенный интерес к изображению и проработке человеческого лица и рук.
Незабываемые образы портретного искусства созданы кистью другого мастера этого жанра - Эль Греко. Его портреты также не спутаешь с другими благодаря особой манере письма, присущей автору: прекрасный мастер колорита отдает предпочтение чистым локальным цветам (художник учился у лучших венецианских колористов, прежде всего у Тициана). Кроме того, изображаемые лица, как и фигуры в целом, имеют, как правило, вытянутую форму, подчиняясь вертикали, по-видимому, навеянной готическим миросозерцанием.
Если в эпоху Возрождения идеалом человека была свободно мыслящая личность, в эпоху абсолютизма - личность, наделенная разумом, то в эпоху Просвещения все больше начинают обращать внимание на моральное существование индивида. Вера в безграничные возможности человеческого разума буквально захлестнула эпоху Просвещения, прокатившуюся практически по всем странам Западной Европы, вновь обрели ценность благородство и мудрость, образованность и уважение достоинства каждого народа и отдельной личности. Поиски человеческой гармонии продолжались и в XVII - XVIII вв. Вопрос о соотношении физической и природной стороны в человеке так и не был решен. Рационалисты, а вслед за ними и классицисты рассматривали отношение между телом и духом как величину, раз и навсегда данную и неизменную, в то время как идеологи эпохи Просвещения заговорили о противопоставлении «естественного» и «цивилизованного» человека.
Симпатии французских просветителей (Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Дидро) были целиком на стороне природного человека, не испорченного цивилизацией. Но поскольку разум сделал человечество цивилизованным, то он способен вывести общество из противоречий, в котором оно пребывает. Все беды человека вследствие его собственного «неразумения», считали просветители. Что касается культуры, то она рассматривалась в качестве одного из звеньев природной эволюции, как естественное проявление человеческой природы, т.е. натуралистически.
Немецких просветителей больше волновали идеи не столько политического преобразования общества и государства, как французов, сколько нравственное воспитание человека. История и культура рассматривались через постижение лежащих в их основаниях закономерностей. Такой взгляд на культуру во многом продолжил рационалистические традиции. На культуру, как и на само общество, просветители впервые стали смотреть историческиподчеркивая прогрессивность ее развития. Одним из первых, кто заявил о прогрессе культурыбыл немецкий просветитель Гердер. В качестве единой «разумной» основы природы и истории, благодаря которой можно проследить закономерную связь вещей и явлений в мире, Гердер рассматривал бога. Изучая обычаи и хозяйственный уклад народов Греции, Египта, Китая, Японии, а также особенности славянских культур, он пытался представить «общую картину человечества».
Идеи просветителей были отмечены верой человека в собственные силы и разум, оптимистически смотрящего в будущее и пытающегося изменить настоящее. Подобные идеи не могли не повлиять на культуру и не найти своего отражения в искусстве того времени. Если на раннем этапе своего развития искусство эпохи Просвещения было тесно связано с традициями Возрождения и классицизма, то позднее оно все больше ориентируется на собственные эстетические и художественные принципы.
Дидро провозглашает необходимость демократизации искусства и культурыставит вопрос о высоком предназначении искусства в обществе, его роли в воспитании граждан. Если английские просветители Шефтсбери и Хатчесон писали о том, что искусство может улучшить человеческую природу, смягчая нравы, то Дидро выдвигает целую программу революционно-демократического воспитания граждан. В простых людях он видит действительных носителей моральных ценностей, критикуя классицистов за холодность и высокомерие: третьему сословию они отводили место лишь в комедии, которая считалась низким жанром в искусстве. Дидро, напротив, превращает народ в основного героя своих произведений, выдвигая основные принципы новой теории драмы в противовес классицизму. Театр, по мнению Дидро, должен стать «школой нравственности», а для этого требуется реалистически отображать повседневные заботы и радости, показывая человеческие характеры в развитии.
Идеи французского просвещения нашли свое отражение в живописи Ж.Б. Шардена, пристально вглядывающегося в привычно скромный быт и нравы третьего сословия. Художник с теплотой изображал в своих жанровых картинах уютный быт просто и непритязательно одетых женщин, занятых привычными домашними хлопотами, он хорошо знал отдельные предметы этого быта и изображал их в своих натюрмортах. Его искусство отвечало демократическим идеалам Просвещения и его художественным принципам, утверждавшим, что главное -это Что изображать, а не как.
Английский художник У. Хогарт, с присущим ему диккенсовским вниманием к описанию подробных деталей быта, явился предтечей будущего критического реализма, обнаружившего себя в полную силу в XIX в. Художник оказался мастером композиции, человеком, не лишенным юмора. Его произведения нередко напоминают сценографию своей подчеркнутой театральностью. Не случайно манера Хогарта чем-то напоминает манеру русского художника Федотова: те же житейские ситуации и те же людские характеры.
Гордостью английского портретного жанра являются Рейнолдс и Гейнсборо. Первый - мастер парадных портретов, театрально представляющих своих героев, второму в большей мере свойственна мягкость и лиричность, очарование и некоторый романтизм.
Таким образом, воплощая идеи классицизма и Просвещения, искусство XVII-XVIII вв. не забывало ставить и по-своему решать собственные художественные задачи. Воспевая разум, оно не забывало о другой стороне человеческой души - эмоциях и чувствах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий