понедельник, 6 сентября 2021 г.

Первобытная культура

 Первобытная культура

Культура первобытного общества охватывает самый протяженный по времени и, возможно, наименее изученный период мировой культуры. Первобытная, или архаическая культура насчитывает более 30 тыс. лет. Когда человечество перешло от охоты и собирательства к земледелию (5-6 тыс. лет назад), закончился период первобытного искусства и первобытной культуры. Начался период ранних государств, письменности и городской цивилизации. Таким образом, первобытная культура - это до - и бесписьменная культура. С земледелием и скотоводством человечество знакомо менее десяти тысяч лет, а до того на протяжении сотен тысяч лет люди добывали пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Примитивных охотников и собирателей, рыболовов и огородников (в крайнем случае - ранних земледельцев) можно называть первобытными людьми, а зрелых земледельцев и скотоводов, сформировавших государства, правильнее именовать древними людьми (но никак не первобытными в строгом смысле). Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Их часто называют осколками или пережитками первобытного общества.
      Наиболее важное явление культуры первобытного общества – это синкретизм. Синкретизм – это нерасчлененность, невыделенность, единство нескольких явлений, которые потенциально могут существовать самостоятельно. В первобытной культуре можно выделить несколько видов синкретизма:
1.     синкретизм человека с природой выражается в тотемизме, где обнаруживается тождество между  растением или животным  и человеком или родовой группой. Животное или растение воспринимается как предок рода, в которую  вселяется душа умерших предков.
2.     синкретизм человека с коллективом выражается в том, что первобытный человек, какими бы индивидуальными способностями не обладал, не мог в одиночку противостоять грозной силе природы. Только в полном слиянии с коллективом, растворении в нем без остатка мог человек обрести возможность личного своего существования.
3.     синкретизм  личного и общественного или универсального и  индивидуального. В первобытных языках нет слов, обозначающее родовое понятие «человек», То есть человек – это только соплеменник, все остальные «чужие», «нелюди». Также первобытным людям незнакомо слово «я», о себе они предпочитают говорить в третьем лице.
4.     синкретизм объективного и субъективного выражается в магических действиях, где нет разделенности между своими творческими возможностями и своей зависимости от окружающего мира. Первобытные люди уверены в том, что определенная последовательность их действий или  действий специального колдуна  может дать им столь необходимые для их жизни природные блага.
5.     синкретизм в духовности выражен в тесном переплетении рационально-логического с эмоциональным, что дает повод делать вывод о том, что у первобытных людей  отсутствует логическое мышление. Однако последовательность трудовой деятельности давала положительный результат.  Например, байдарка алуэтов столь совершенна, что современный конструктор вряд ли что добавит для  совершенствования ее морских качеств. 
Мышление первобытных людей было логичным, но логика эта специфична, она вычленяет отношения сходства и различия смежности в пространстве и последовательности во времени. Более глубокие связи для первобытного мышления недоступны. Для первобытной культуры характерен антропоморфизм – одушевление всего окружающего мира, проистекавшее из ощущения неразрывного единства человека и природы.
  Возникновение искусства антропологи связывают с появлением Homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад представляли собой людей высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т.д. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности: наскальная живопись, каменная скульптура, глиняная посуда. В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материала - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к периоду Ориньякской культуры (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости.  При изображении человеческих фигур туловище вытянуто сильно, лицо отсутствует, руки условны и подчеркнуты признаки пола. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше - около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые "венеры" - фигурки женщин высотой 10-15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «Венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первым признаком антропоморфных, т.е. человекоподобных изображений.  Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента. Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура - трехмерное, или объемное. Главным персонажем палеолитического искусства являются бизоны. Кроме них найден множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов. В эпоху Мадлен животные изображаются в движении. Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное на бегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет. И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.  Изображения животных имели магическое назначение, и процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Первые подобные находки сделаны в Х1Х веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства»),  художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых. Картинная галерея Альтамиры тянутся более чем на 280 метров в длину и состоят из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 г. до н.э. Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческие тела. В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Фон де Гам во Франции.   В пещере Фон де Гам археологи открыли целую «картинную галерею» - 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей. При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской обводили не только контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенной нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь идет об архитектуре - искусстве проектировать и строить здания в соответствии с заранее намеченными целями и проектом, отвечающим техническими возможностями и эстетическими критериям местного коллектива (поселка, города, страны). Как вид искусства архитектура входит уже в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье)

Комментариев нет:

Отправить комментарий