четверг, 21 мая 2015 г.

Учебник КУЛЬТУРОЛОГИЯ (начало)


КУЛЬТУРОЛОГИЯ






Содержание


 1.   Культурология в системе гуманитарного знания…..4
1.1 Предмет культурологии
1.2. Метогдология изучения культурологии….8
1.3. Структура культурологии  ………..10
2. Культура как объект исследования культурологии….17
2.1. Понятие культуры, ее структура и функции……17
2.3. Генезис понятия культуры………………………23
2.4. Функции и исторические типы культуры…26
2.5. Отрасли культуры………………………..29
2. 5.1. Экономическая культура…………….29
2.5.2. Политическая культура………………….31
2.5.3. Профессиональная культура…………….32
6. Язык, символ, код культуры………………33
7. Экологические факторы культуры….46
8. Национальная и  этническая культура…50
9. Народная и массовая  культура………52
10.  Субкультура и контркультура……56
11. Цивилизация и культура………..60
12. Искусство в системе культуры…75
13. Игра…………………………………124
14. Человек и ценности в системе культуры …145
15. Первобытная культура….148
16. Культура древних цивилизаций…153
17. Античная культура………………….162
18. Искусство Древней Греции и Древнего Рима…169
19. Культура и искусство Средневековья…………..180
20. Культура и искусство эпохи Возрождения…….187
21. Культура и искусство XVII-XVIII вв………..196
22. Культура и искусство XIX в………………..203
23. Культура и искусство XX в………………208
24. Основные тенденции развития современной культуры…213
25.  Постмодернизм как феномен культуры…………………..220
26.  Русская и Российская культура, и ее типологическая характеристика…….225
        Краткий терминологический словарь………….249






1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
1.1 Предмет культурологии
К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведении, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами, социальные науки - формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное, или квантифицированное знание. Другой критерий разграничения двух родов наук учитывает тот факт, что для гуманитарных наук главным является познание мира духа, культуры и ценностей, а для социальных главным выступает как раз элиминирование от ценностей, культурных и духовных артефактов.
Социальное знание построено на эмпирических фактах, которые добываются при помощи опроса, наблюдения, анализа документов и эксперимента, затем обрабатываются статистическими методами, после чего полученные тенденции и закономерности выстраивают в цепочку формально-математических моделей. Так поступают экономисты, социологи, психологи, а в недавнее время и антропологи. Но философы и искусствоведы поступают иначе. То, что они изучают, и то, как они это делают, не поддается математической обработке. Недаром говорят, что предмет исследования у философов индивидуален и не повторим, а у социологов - социален и типичен. В гуманитарном знании на первом месте стоят ценности, а в социальном - факты. Это серьезное расхождение, и культурологии, образовавшейся на их пересечении, приходится с этим считаться. Заявив о своей обобщающей роли, культурология  вынуждена соблюдать правила игры двух столь непохожих миров - социального и гуманитарного знания. Культурология в равной мере принадлежит тому и другому, но платой за промежуточную позицию стала двойственность ее методологического основания. Если хотите, даже противоречивость позиции. Культурология вынуждена мириться с подобным противоречием, считая его не своим недостатком, а своим достоинством. В нашей литературе сейчас все чаще высказываются в пользу интеграционистской функции культурологии культурологии. Его сторонники понимают культурологию как синтетическую область знаний, возникшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры. Ее фундамент заложили В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Кронер, Э. Трельч, К. Манхейм, К. Ясперс, Т. Лессинг, Э. Гуссерль и др. Современные последователи интеграционистского взгляда против сведения культурологии исключительно к философии культуры или к истории искусства:  Существует мнение, что культурология - это только теория культуры, а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует преимущественно прошлое, то культурология - знание о текущей современной культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах развития. Но в действительности культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей... Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Исходя из такого понимания, культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития. Культурология, скорее, - некоторое суммарное обозначение целого комплекса наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования. Интеграционистский подход, на наш взгляд, имеет определенные преимущества перед изоляционистским хотя бы уже потому, что, синтезируя разные науки, он способен дать прирост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывеской культурологии будет повторяться то, что давно известно в курсе антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интеграционистский подход, по всей видимости, заложен и в "Государственном образовательном стандарте", где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специализации "Культурология" отнесены: теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний язык. Культурология не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой. Но если культурология несводима к антропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе не означает, что проблематика данных наук не входит в предметное поле культурологии. Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими методами, теоретическими и эмпирическими достижениями.  В культурологии выделяют следующие подразделы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры). Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определился. Она принадлежит одновременно области социального знания (этому способствуют социология культуры и антропология), использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования.
Культурологию нельзя свести к социальной или культурной антропологии, к искусствознанию или социальной философии. По всей видимости, ее следует причислять к наукам с двойным статусом: она принадлежит к социальным и гуманитарным дисциплинам. Двойной статус отражается в понимании сущности и предмета культурологии. Когда хотят указать на принадлежность культурологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляется собой науку о поведении людей как представителей определенного народа (а это один из типов больших социальных групп), объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее культурных институтов и практик. Действительно, объясняя массовую культуру, эта наука не может обойти стороной особенности поведения телеаудитории, спортивных фанатов, национальных меньшинств и т.п. Когда стремятся подчеркнуть принадлежность социологии области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека. Это означает, что для культуролога человеческое поведение обусловлено не генетикой и не физиологией, как для биологии или психологии, а культурным контекстом, т.е. традициями, обычаями, культурными нормами и символами, ценностями и идеалами.
Культурология как наука утвердилась в Европе в середине 19 века, а в России в 20 веке. Попытаться в одном учебном курсе осветить основные проблемы культурологии - задача непростая. И, тем не менее, мы попытаемся вместе с вами проникнуть в необъятный мир культуры, поведать вам свои изыскания, поделиться размышлениями.
Изучая культуру человечества, мы анализируем историю развития как духовной, так и материальной сфер жизни человечества, выявляем присущие ей внутреннюю логику и закономерности развития.
В начале XXI века, когда феномен культуры начинает осмысливаться как явление, пронизывающее все элементы человеческого бытия, происходит небывалое по интенсивности взаимопроникновение мировых культур. Культура, как отмечает B.C. Библер, становится формой бытия и общения людей различных культур прошлого, настоящего и предвидимого будущего, формой диалога культур, изобретением «мира впервые». Культура предстает также и формой самодетерминации индивида, способом свободного решения и перерешения своей судьбы.
Культурология относится к социально-гуманитарным наукам и тесно взаимодействует с другими науками, поскольку основывается на данных антропологии, социологии, психологии, истории науки и техники и пр. Границы культурологии как научной дисциплины не могут быть определены достаточно четко, поскольку они охватывают не только необъятное поле взаимоотношений, например культуры и религии, но и рефлексию всех форм общественного сознания. Ведь рассмотрению культурологии подлежат многие вопросы философского осмысления бытия в каждую из эпох, проблемы политической, правовой, нравственной культуры. И каждая сторона этого рассмотрение имеет свою специфику, предстает относительно самостоятельной сферой человеческого бытия.
Особенностью культурологии в системе наук является и то, что он развивается не по традиционному пути накопления нового позитивно го знания. Ее путь более сложен. Здесь можно говорить о своеобразном культурологическом парадоксе: сам объект исследования - культура - по сути своей функционирует и развивается по законам которые сродни законам развития искусства. А именно: в культуре происходит не обобщение (как в науке), а общение культур; новые явления в культуре не всегда сопровождаются исчезновением старых.  Все грани человеческого бытия, представленные в культуре, сосуществуют в едином социальном пространственно-временном континууме. Именно в культуре сливаются воедино прошлое, настоящее и будущее Приход новых творцов, появление новых произведений искусства и новые культурные эпохи не умаляют достижений предшественников. Иначе говоря, культурология, опираясь на данные археологии, этнологии, искусствознания, философии, социологии, истории и т.д., занимается изучением, своего рода рефлексией человеческой деятельности, которая включает в себя репродуктивное и творческое начала. Персонифицированная в индивиде, обогащенная в поколениях, культура воспроизводится каждый раз заново.
Предметная область культурологии охватывает  все области социальной жизни. Тем самым она взаимодействует со всем спектром социально-гуманитарного знания, а ее методологическим принципом является анализ социального и человеческого бытия сквозь призму человеческой деятельности: как в процессе социальной деятельности происходит становление личности, каковы содержание и исторически обусловленный характер взаимодействия между людьми. В этом смысле культурология объединяет и перерабатывает все знания о человеке в мире, при этом вырабатывая своего рода «человеческую картину мира».
1.2. Метогдология изучения культурологии
 Методы изучения культуры.  Опираясь на другие обществоведческие науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы изучения культуры.
К числу наиболее традиционных способов изложения явлений, факторов, событий мировой и отечественной культуры принадлежит диахронический метод, т. е. хронологическая последовательность их появления и протекания.
Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий.
Более широкие и универсальные возможности в этом смысле представляет сравнительно-исторический метод. Его суть состоит в том, что он позволяет сравнивать в историческом разрезе многие на первый взгляд исключительные  либо самобытные явления культурного комплекса и проникать в их сущность.
Суть структурно-функционального метода заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и в выявлении внутренней связи, обусловленности соотношения между ними.
Исследователи проблем культурологии считают, что на основании структурно-функционального и системного анализ можно подойти к установлению внутреннего сходства изучаемых явлений культуры. Это составляет содержание еще одного — типологического метода. Он предполагает изучение структур системы культур путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости элементов историко-культурного процесса. По мнению некоторых специалистов (А.С. Мыльников : др.) в области теории и истории культуры, культурология успехом может использовать и другие методы:
а) семиотический метод (семиотика — это наука о знаковых системах);
б) психологический метод (особенно при изучении особенностей национальной культуры);
в) биографический метод (анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира);
г) метод моделирования (создание модели определенного периода в развитии культуры, чтобы выявить наиболее существенные черты).
В культурологии используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей. Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод пережитков и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы исторических наук, в частности сравнительно-исторический метод, анализ текстов. Во второй группе методов, напротив, основная задача — отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений; в этом ряду наук отдельные факты приобретают меньшую ценность, чем концептуальные обобщения, придающие аналитический смысл явлениям и объединяющие их со множеством других.
М. Вебер одним из первых привлек внимание к особенности наук об обществе и культуре, где объект и субъект Анализа невозможно разделить. Поэтому он считал, что эти науки должны пользоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Процедуру, которая соединила бы их воедино, М. Вебер называл «объясняющим пониманием». С тех пор признание общества и культуры специфическими объектами научного анализа, требующими особых методов синтезирующего плана, не раз высказывалось за рубежом в рамках таких научных направлений, как понимающая социология (Ф. Знанецкий, У. Томас и др.), феноменология (А. Шюц и др.), социология культуры (П. Бурдье и др.), и в отечественной науке сторонниками социальной культурологии, социологии культуры.

1.3.  Структура культурологии  

Культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов, истории мировой и отечественной культуры; истории культурологии как науки; философии культуры; социологии культуры; культурной антропологии; прикладной культурологии. Каждый из разделов имеет свой объект исследования, отличается спецификой анализа, методами и практическими рекомендациями, используемыми при разрешении конкретных проблем.
История культуры исследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатый материал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценностей, о вкладе народов в мировую культуру человечества, о трудностях и противоречиях культурно-исторического процесса, о судьбах "великих цивилизаций* Европы, Азии/ Индии, России, Китая и других регионов мира.
История культуры формирует знания о культурном наследии, о поисках и открытиях, о памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует происхождение, истоки культурных явлений, процесс их распространения. История культуры - это передаваемая от поколения к поколению память человечества. Для культурологии история культуры составляет фундамент теоретических концепций.
История культурологии изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях.
Наука о культуре имеет давнюю историю. Ученые и писатели в течение многих веков стремились не только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять тенденции ее развития, найти те главные пружины или закономерности, которым подчиняется это богатое и многообразное явление. Уже в Древней Греции, а также на Востоке во многих трактатах можно найти необычайно точные и глубокие суждения о культуре. Как наука культурология формируется в XVII! в., и немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер является одним из первых, кто заложил научные основы теории культуры. Впоследствии культурология становится объектом пристального внимания ученых: Н.Я.Данилевский, П.А.Сорокин, Б.Малиновский, О.Шленглер, А.Тойнби, М.Вебер, Ф.Ницше, Х.Ортега-и-Гассет, З.Фрейд, Э.Тайлор, Л.Уайт, Л.Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс, Н.А.Бердяев, Э.Фромм, Н.К.Рерих, Й.Хейзинга, Э.Дюркгейм, Р.Бенедикт, Т.Парсонс, М.Мид, О.Тоффлер и многие другие всемирно известные исследователи стремились познать и объяснить культуру как целостное общественное явление. Изучение этих подходов, поисков, учений и теоретических концепций - дело не менее увлекательное, чем сама история культуры. История культурологии, процесс движения человеческой мысли в ее попытках научного осмысления культуры, еще ждет своих исследователей. Не всегда те или иные теории были достоверными, нередко в них отражалось стремление выдать желаемое за действительное, представить процесс развития культуры в иллюзорном виде или наполнить его мрачными предчувствиями духовного кризиса и распада человеческих отношений. Периоды "бури и натиска", глубоких перемен в сознании и жизнедеятельности людей сменялись временем относительного спокойствия, тревожные предчувствия иногда становились пророческими предвидениями, а надежды превращались в утопии. История культурологии дает необычайный простор творческому мышлению. При этом необходимо отметить, что неоценимый вклад в развитие культурологии внесли историки, философы, этнографы, социологи, писатели, педагоги и многие другие. В их теоретическом наследии можно обнаружить такие глубокие мысли о культуре, которые не подвластны времени.
Философия культуры исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе; выясняет соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации; роль средств массовой коммуникации в распространении культуры; изучает множественность языковых и символических форм культуры; историческое единство человечества и процесс взаимовлияния культур; глобальные проблемы современности и роль культуры в их разрешении. Культура охватывает все средства и механизмы деятельности, ценности и творческие потенциалы человека. В самом широком и достаточно абстрактном смысле - культура является способом реализации сущностных сил человека. Культура предстает как способ и технология деятельности, профессиональное мастерство, нормы и формы организации культурной жизни. Раскрыть технологию и язык культуры - значит приблизиться к ее пониманию, овладеть способом деятельности. Культура выступает как фактор регуляции деятельности человека, координации его усилий и способностей, знаний и умений, управления общественными процессами и личным образом жизни. Культура является формой и содержанием социально-культурного развития человека, обогащения его духовного мира, реализации его способностей и дарований, талантов и-ценностных ориентации. Культура создается человеком, но и сама оказывает существенное влияние на его духовный облик. Гуманистический смысл культуры заключен не только в создании ценностей, пополняющих сокровищницу культуры, но и в тех изменениях, которые происходят в личности в процессе их освоения. Именно на этой основе формируется творческий потенциал человека. Можно перечислять множество подходов к пониманию сущности культуры. Значительный вклад в развитие философии культуры внесли советские исследователи: С.С.Аверинцев, С.Н.Артановский, М.М.Бахтин, В.Е.Давидович, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Э.С.Маркарян, В.М.Межувв, Э.В.Соколов и многие другие. Философия культуры исследует диалектику и динамику культурных процессов, роль культурных контактов в изменении самобытных культур, периоды подъема и кризисов, роль духовной элиты как импульса социокультурного развития; взаимодействие культуры и цивилизации, этноса и культуры; смену культурных парадигм и ценностей. В философском обосновании нуждается проблема периодизации культурного развития человечества.
Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции социокультурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп. В социальной структуре общества выделяются группы различного уровня. Макрогруппы - это классы, слои, нации и этносы. Каждая из них отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни. Наряду с ними существует множество микрогрупп, которые образуют различные субкультуры. Можно выделить субкультурные общности по ряду признаков: возрастные субкультуры детей, молодежи, престарелых; конфессиональные - в зависимости от вероисповеданий; профессиональные, в которых подчеркивается принадлежность к определенному виду трудовой деятельности и общность связанных с нею интересов и потребностей. Возникновение групповых форм культуры возможно в политических партиях, движениях. Группы с отклоняющимся от нормы поведением также образуют свою структуру. Существуют субкультуры мафиозных и преступных группировок. Множественность структур создает "мозаичную" картину социокультурной жизни. Социология культуры воссоздает эту многогранность, выявляет динамику их развития, причины консолидации или распада, растворения в общих тенденциях или кристаллизацию новых ценностных ориентации.
Важным направлением в социологии культуры является изучение социокультурных последствий таких процессов, как демократизация общества, влияние на состояние умов гласности и свободы слова, экономических и политических реформ, изменение культурных потребностей и интересов человека в условиях урбанизации, миграции, экологического и духовного кризиса. Социология культуры дает возможность представить типологию личности в зависимости от отношения к сложившейся общественной ситуации. Не менее интересным является социологический анализ деятельности различных социальных институтов, призванных обеспечивать удовлетворение и развитие потребностей и запросов людей. Деятельность системы образования, различных учреждений культуры, средств массовой информации всегда предполагает культурологический анализ, который позволяет иметь суждение об эффективности их функционирования, создания условий для развития личности, повышения качества жизни. Наиболее известными исследователями социологии культуры являются КМаннгейм, М Вебер, С Паркер, М. Каплан, К. Жигульский, Л.Н. Коган, С.Г. Струмилин, Б.А. Грушин, Ю. Н. Давыдов, С.Н. Плотников и другие. В социологии культуры можно выделить три уровня знания.  Первый уровень характеризует наиболее общие тенденции в развитии современной культуры, воспроизводит ее самые распространенные ценности, стили жизни, модели поведения. Второй сосредотачивает внимание на уровнях культуры различных групп, видах культурной деятельности, соотношении традиций и новаторства, системе распространения ценностей культуры, их освоении человеком.  Третий уровень - основан на социологической информации, полученной в результате эмпирических исследований с использованием методов опроса, интервью, включенного наблюдения, анализа документации и социальной статистики. Следует подчеркнуть, что достоверность и надежность выводов и рекомендаций, предлагаемых социологами по результатам исследований, предполагает их взаимодополнение Социология культуры непосредственно связана с решением практических проблем, призвана не только выдать информацию, но и указать пути преодоления противоречий, привлечь к их решению широкий круг организаторов, работников учреждений культуры.Достаточно сложной проблемой социологии культуры является разработка и стандартизация индикаторов или показателей определения культурного уровня, изменения духовных потребностей На первый взгляд, здесь все уникально, своеобразно и потому внутренне сопротивляется всяческому шаблону, единой мерке, а тем более какому-либо стандарту И тем не менее, чтобы знать о тенденциях надо исходить из такого набора данных, позволяющих произвести количественное и качественное измере ние. Причем произвольно выбранный показатель может исказить представление о реальности, создать ложную, улучшенную или ухудшенную картину действительного состояния. Все это свидетельствует о большой ответственности социологов за представляемую информацию. Любой сбор фактов неизбежно предполагает теоретическое осмысление и обобщение, без которых факты теряют смысл. Но между теорией и эмпирией существует и обратная связь, когда здание теории достраивается за счет полученных данных, позволяющих выявить новые тенденции в развитии культуры. В силу этой специфики социология культуры требует от специалиста освоения методики и техники социологических исследований, свободное и профессиональное владение методами, умение работать с компьютером, использование электронно-вычислительных машин. Социология культуры органично связана с многими специальными социологическими теориями, родственными по своему объекту исследования и существенно дополняющими представления о процессах и знаниях. Междисциплинарные связи устанавливаются с социологией искусства, социологией морали, социологией молодежи, социологией преступности и отклоняющегося поведения, социологией досуга, социологией города и другими науками. Однако каждая из них не в состоянии создать целостное представление о социокультурной реальности. В самом деле социология искусства дает богатую информацию, но только о художественной жизни общества, а социология досуга показывает, как используют свободное время различные группы населения. Очевидно, что невозможно поставить знак равенства между этими очень важными, но частичными сведениями и культурой в целом. Вполне понятно, что требуется более высокий уровень обобщения. И эту задачу выполняет социология культуры.
Культурная антропология - исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, формирования и реализации способностей, дарований, талантов, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах. Социально-культурная эволюция личности происходит в течение всей жизни, но при этом особую роль играют детство и молодость, когда закладываются основы ценностных позиций и интересов. Культурная антропология выявляет 'узловые* моменты социализации человека, специфику каждого этапа жизненного пути, изучает влияние социокультурной среды, системы образования и воспитания, семьи, сверстников, поколения. Особенное внимание уделяется психологическому обоснованию таких явлений культуры, как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины. В зарубежной науке эта область исследований близка к психологической антропологии и исторической психологии. Особенно интенсивно она начала развиваться в 60-е годы, хотя -ее основы были заложены в предшествующие десятилетия XX в. Главным направлением является изучение процесса социализации личности в условиях разных культур, влияние природной и культурной среды на духовный мир человека, особенности национального характера, взаимодействие экологии и этноса.  Психоаналитическая школа З.Фрейда и его последователей (Э.Фромм, А.Кардинер, К.Хорни, А.Адлер, А.Маслоу, К.Юнг) особое внимание уделяла взаимодействию естественно-биологических, энергетических и социокультурных факторов в определении мотивов поведения человека, эмоциональных состояний тревожности, беспокойства, агрессивности, а также любви, надежды; выяснению социальных и психологических механизмов творчества, одаренности. Этнологическая школа, которую представляют М.Мид, Р.Бенедикт, Г.Рокхайм, Дж.Уайтинг и Б.Уайтинг, проявляет особый интерес к миру детства как ответственному периоду в освоении культуры. Известные работы "Культура и мир детства" М.Мид, "Дети шести культур" и "Психокультурный анализ" Дж Уайтинга и Б.Уайтинга заложили основу научного направления культурологии детства. Среди советских исследователей проблемы взаимодействия кулотуры и личности отражены в работах Л.В.Выготского, А.А.Бодалева, И.С.Кона, В.Г.Богораз-Тана, Г.Г.Шпета и др. Культурная антропология исследует индивидуальность личности, ее уникальность и неповторимость, соотношение сознательных действий и бессознательных импульсов, истоки жизненной энергии и притягательную силу влияния на других людей, душевное здоровье и обаяние, фальшь и лицемерие, агрессивность и зло.
Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методику проведения массовых праздников, фестивалей, форумов. Главным направлением становится разработка культурной политики; экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Деятельность театров, кинотеатров, видеосалонов, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и дворцов культуры, библиотек; просветительная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других общественных организаций и ассоциаций -все это является объектом научного анализа. Прикладная культурология имеет практический характер, а специалисты обладают организационными умениями и навыками, способствующими реализации духовных потребностей различных категорий населения. Перечисленные разделы определяют общие контуры культурологии как науки. Каждый из них требует углубленного исследования. Научные интересы могут быть сосредоточены на различных аспектах, отражать индивидуальное своеобразие предпочтений.


2. Культура как объект исследования культурологии
Предметом культурологии выступает область культуры. Предмет науки - та часть этой области, которая к настоящему времени уже выделена наукой, стала в главном, хотя и не в деталях, содержанием научного познания. Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Объект науки - та или иная область реального мира, изучаемая данной наукой. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой совокупность результатов их деятельности.
2.1. Понятие культуры, ее структура и функции
К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую - те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура - социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она - продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.  В зарубежной литературе выделяется несколько школ и направлений, в рамках которых выработаны десятки определений, но ни одно из них не признано единственно верным. В зависимости от своих симпатий и теоретических пристрастий культуру определяют, в одном случае, как совокупность материальных артефактов, в другом - как систему идеальных представлений (идей, символов, ценностей и т.п.). Чаще всего ее сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев либо представляют как образ жизни людей. Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками - одежда и книги, сигареты и прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты, - а также  все, что делает человек как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться, отдыхать, общаться и т.д. Когда ученые берутся за уточнение какого-либо понятия либо за углубленное изучение явления, то в результате у них рождается еще несколько новых определений, аспектов, уровней. Подобное может свидетельствовать о многогранности самой проблемы либо об особенностях научного познания, которое, кажется, так никогда и не закончится.
В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значения. Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерство культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающие производством и распространением духовных ценностей.
Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.
Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и др.
В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.
Мы употребляем выражения "культурный человек" в значении воспитанный, "культура рабочего места" в значении опрятно прибранное, чистое функциональное пространство. "Уровневый" смысл мы вносим в понятие "культура", когда культуру противопоставляем  бескультурью - отсутствию культуры. Понятие "культура" мы прилагаем к самым разным явлениям: "культурный человек", "культура общения", "культура труда", "художественная культура", "физическая культура", "культура поведения", "политическая культура", "министерство культуры", "культура быта" и т.п. Для многих из нас культурным является человек, который может поговорить о Бетховене, Достоевском и Пикассо. Подобное толкование, пришедшее к нам из XVIII века, по существу уравнивает "культурность" с "воспитанностью" и "цивилизованностью". Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.
В древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры  понятия, связанные с трудом крестьянина. Только в XVIII-Х1Х веках для европейцев культура приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово "культура" связывается у нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием.
Хотя слово культура впервые зафиксировано в "Карманном словаре иностранных слов" Н.Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине Х1Х века оно не получило. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения "образованность", "просвещение", "разум", "воспитанность". К примеру, не пользовались им А.С.Пушкин, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, а И.В.Киреевский в "просвещение" включал все то, что сегодня мы подразумеваем под словом "культура": вопросы религии, науки, языка, государственности, образования. Только в 60-е годы новый термин входит в русские словари, а в 80-е годы Х1Х века утверждается в научной и художественной литературе.  Интересно, что в европейских языках - немецком, английском и французском - культура поначалу служила сельскохозяйственным термином (обработка, культивирование земли), а в философской, научной и художественной литературе употреблялось скорее как метафора. Многие десятилетия потребовались для того, чтобы из метафоры сделать строгое научное понятие и философскую категорию. И в России, куда слово "культура" проникла вместе с переводными книгами, поначалу относилось к сельскому хозяйству.
В Европу слово "культура" пришло чуть ли не на столетие раньше, чем в Россию. В философский, а затем научный и повседневный обиход первым его запустил немецкий просветитель И.К.Аделунга, выпустивший в 1782 г. книгу "Опыт истории культуры человеческого рода". А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося соотечественника И. Г. Гердера (1744-1803) "Идеи к философии и истории человечества", где слово "Kulture" уже перестает служить метафорой, но наполняется теоретическим и философским содержанием. Гердер проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Он первым предложил наряду с культурой в единственном числе употреблять культуры во множественном, подчеркивая тем самым несводимость, уникальность различных национальных культур.
В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце ХУ111 века оно имело два оттенка: первый - господство над природой с помощью знания и ремесел, второй - духовное богатство личности. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа Кант (1724-1804) и Гегель (1770-1831) почти не употребляли слово "культура". Гегель заменял его термином Bildung (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался словом, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств.
В XX веке антропологи, изучающие примитивные народы, придали слову новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира  система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие людей в повседневней жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.
"В современном языке термин культура употребляется очень часто, преимущественно в двух значениях - "широком" и "узком". В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни - обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В "узком смысле" границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.
Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никак не назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм - все это искусственно созданное человеком, все они принадлежать к сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить их к сфере культуры?
Если культура по определению состоит из ценностей, а не только из норм и обычаев (они могут быть любыми), то фашизм или преступность никак нельзя включить в состав культуры, поскольку они не обладают позитивной для общества ценностью. Они направлены на уничтожение человека, следовательно, не выступают гуманистическими ценностями. Но если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура - только то, что содействует развитию, а не деградации человека.
Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чем. В первом случае культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институты (религию, науку, семью, экономику, право). Во втором она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В первом случае больший акцент поставлен на социологических, антропологических, этнографических методах и данных, во втором - на искусствоведческих, философских и литературоведческих приемах и данных.
Оба подхода - широкий и узкий - по своему плодотворны. Первый подход принят на вооружение большинством антропологов и социологов, а также частью культурологов. Второй - частью культурологов и специалистами-практиками, работающими в области культуры: искусствоведами, архитекторами, филологами, планировщиками городской среды, работниками министерства культуры и т.д.
Второй, узкий подход предполагает, что культура - это а) сфера общества, б) аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При "сферной" трактовке все общество разделяют на несколько сфер - социальную, экономическую, политическую и культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При "аспектном" подходе общество также разделяют на сферы. Например, нижегородские культурологи выделяют 8 сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Но могут быть те же четыре главных сферы, указанных выше. Их количество здесь не так важно, как качество. "В обществе существует столько культур, сколько существует сфер общественной жизни" Классическим считается определение культуры, которое в 1871 г. предложил Эдуард Тэйлор (1832-1917) - выдающийся английский этнограф, один из основателей и антропологии. Хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, суть культуры остается неизменной. Ее можно сформулировать так:
Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. В этом определении органично соединились оба значения культуры - широкое и узкое.
Культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое. В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор - все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда соответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру. Впрочем, об этом речь пойдет дальше.

2.3. Генезис понятия культуры

Определяя сущность и содержание данного понятия, важно учесть два момента: 1) динамику становления и развития взглядов на культуру в мировой философской мысли, т.е. историю представлений о культуре, 2) сложность содержания культуры как феномена жизни общества и деятельности людей, т.е. историю самой культуры.
Прежде всего, важно отметить, что культура становится объектом специального философско-теоретического интереса и обретает статус самостоятельного научного понятия в эпоху Нового времени, т.е. термин «культура» в качестве самостоятельной лексической единицы существует лишь с XVIII века. До этого периода данный термин встречается лишь в словосочетаниях, означая функцию чего-то: cultura uris -выработка правил поведения, cultura literarum - совершенствование языка и т.п. Большинство лингвистов считают, что своим происхождением как лексической единицы «культура» обязана латинскому слову colere-cultura (возделывание, обработка, уход, улучшение), обозначавшее первоначально земледельческий труд. Может быть, отсюда (agri-cultura) - агрокультура. Подобное употребление данного слова мы находим в произведении "Deagri kultura" Марка Порция Катона -автора одного из первых дошедших до нашего времени трудов по сельскому хозяйству. Однако постепенно это понятие распространяется и на другие сферы человеческой жизнедеятельности, в частности на воспитание и обучение самого человека.
Так, в письмах Цицерона к Тускулану "Тускуланские беседы" (45 г. до н.э.) встречается выражение cultura animi autem philosophiaest «но культура духа есть философия». По мнению этого выдающегося оратора древности, дух, разум необходимо возделывать так же, как крестьяне возделывают землю.
В дальнейшем слово "культура" все больше начинает употребляться в значении просвещенности, образованности, воспитанности человека, входя во все европейские, в том числе славянские, языки. Так, например, Даль дает следующее толкование этого слова: «... обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное». Но на этом эволюция термина "культура" не заканчивается.
В средние века получает распространение комплекс значений этого слова, в соответствии с которым культура стала ассоциироваться с городским укладом жизни, а позднее, в эпоху Возрождения - с признаками личного совершенства человека. Наконец деятели Просвещена XVIII в. дают этому слову самостоятельное научное значение. И это не случайность. Именно это время характеризуется началом глубоких и: менений в отношениях человек - природа.
Человечество начинает осознавать себя силой, способной противостоять "натуре" (природе), а культурный человек Нового времени наделяется качествами, резко отличающими его от "естественного" челе века прошлого.
«Здесь перед мыслителями встает вопрос о сущности новой среде обитания, создаваемой человеком, в противовес природе: - Как он может воздействовать на человека; ~ злом или добром (благом) является этот новый искусственно создаваемый человеком мир? Возникает потребность в понятии, фиксирующем новое, "неприродное" состоя ние общества и человека. Не случайно слово "культура" как самостоятельная лексическая единица формируется в прямой оппозиции к слову "натура" (природа)».
Сущность культуры мыслители определяли по-разному: И, Кант – в моральном сознании, Шиллер, братья Шлегели, Новалис и другие романтики - в эстетическом воспитании, Гегель - в философии.
Немецкий философ И. Кант основу культуры видел не столько в сфере разума, сколько в сфере нравственности. В кантовском понимании «культура - это способность индивида подняться от обусловленного его животной природой эмпирического чувственного существования к моральному существованию, при котором человек получает возможность действовать свободно, во имя тех целей, которые он caм ставит перед собой, сообразуясь с требованиями нравственного долга»
По мнению великого немецкого мыслителя, поэта и драматург Фридриха Шиллера (1759-1805), задача культуры состоит в развитии и гармоническом примирении физической и нравственной природы человека, чувственного и разумного, наслаждения и долга. Эту задач: может выполнить искусство, считал Шиллер.
Существует большое многообразие точек зрения на сущность и содержание понятия культуры. Так, в 1952 г. американские культурологи К. Клакхон и А. Кребек указывали на существование по крайней мере 180 формальных определений понятия культуры. В 1964 г. количество понятий достигло 257, а сейчас возросло по крайней мере втрое.
Оставив в стороне узкоспециальное использование термина, можно выделить по крайней мере три основных научных подхода: антропологический; социологический; философский. Родоначальником антропологического направления является английский этнограф Э. Тайлор. Вот одно из наиболее удачных определений этого направления: «Культура - это все, что создано человеком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация». Представителями этого направления были Л. Бернард, А. Кребер, К. Уислер, К. Даусон, П. Сорокин. Для социологического направления определений культуры характерно отождествление культуры с определенной стороной жизни социального организма. Вот типичное определение этого направления: «Культура слагается в своем целом из знания, обычаев и любых др. способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»7. Представителями этого направления были Б. Малиновский, К. Юнг, Ур. Бекет и др. Третий подход философский. Культура трактуется как "содержание" или "выражение" общества: «Культура есть относительное нематериальное содержание передаваемое в обществе при помощи процесса социализации» (Г. Беккер); «Культура - это выражение общества в формах литературы искусства или мышления» (Д. Ряджин).
Все три подхода не исключают друг друга. Более того, философский подход для определения истории культуры пользуется социологическим и антропологическим.

2.4. Функции и исторические типы культуры

Чем значительнее роль культуры в жизни общества, тем многообразнее ее функции. Важнейшая - гуманистическая функция свидетельствует о том, что благодаря культуре смягчаются противоречия между человеком и природой, человеком и человеком. В отличие от животных человек создает свой «очеловеченный» мир, который является «второй природой». Эстетическая функция проявляется в том, что, создавая разнообразный мир культуры, человек развивает свои творческие силы. Он формирует свой духовный облик, являясь в то же время мерой культуры. В сочетании традиций и новаторства осуществляется процесс исторической преемственности культурных ценностей. Здесь проявляется коммуникативная функция культуры - сохранение и передача социально значимой информации, которую человек усваивает, совершенствует и вновь передает новым поколениям. Благодаря науке и искусству человек не утрачивает свои знания и опыт, а постоянно их обновляет, расширяя горизонты познания (гносеологическая, или познавательная, функция).  И, наконец, воспитательная функция способствует  в процессе воспитания и образования формированию эстетического  вкуса и  нравственных и мировоззренческих ценностей  личности.
Одной из наиболее спорных и дискуссионных проблем в культурологии является проблема периодизации культуры. Существует множество точек зрения, каждая из которых отстаивает свои основания для классификации.
В отечественной науке долгое время господствовал формационный подход, т.е. развитие культуры рассматривали в рамках пяти хорошо известных общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической). Ведущим являлся способ производства материальных благ, который, в свою очередь, оказывал решающее воздействие на развитие духовной культуры. Эта позиция отражала материалистическую точку зрения на проблему, в то время как цивилизационный подход был характерен для большинства философов-идеалистов. Однако, следует различать понятия культуры и цивилизации, о чем более подробно будет рассказано в последующих параграфах, отметим лишь, что Кант справедливо критиковал внешний, «технический» тип культуры, когда умения человека отрываются от морали. «Мы чересчур цивилизованны в смысле всякой учтивости и вежливости в общении друг с другом. Но нам еще многого недостает, чтобы считать нас нравственно совершенными», - писал Кант[1]. Внешнюю воспитанность Кант считал признаком цивилизации, в то время как культура занимается моральным совершенствование человека, глубоко проникая в суть его личности.
В конце XIX - начале XX вв. получила распространение концепция цикличного развития культуры которые стремились преодолеть традиционные рамки европоцентризма, считающего, что именно Запад является источником культурно! развития и прогресса, а Восток отличается застоем и косностью. В них подчеркивались особенности культур разных народов, отрицался  линейный прогресс в области культуры. Согласно этой теории, происходило лишь бесконечное повторение и круговорот истории. Каждая локальная культура, несмотря на различия, обладала общей судьбой с другими, в своем развитии с неизбежностью должна была пройти через периоды зарождения, расцвета и гибели. Предшественником этого направления в культурологии явился итальянский мыслитель конца XVII - начала XVIII вв. Д. Вико, который считал, что культура любого народа в своем развитии проходит три фазы - детство, юность и зрелость. Каждая стадия повторяет предыдущую, но на более высоком уровне.
Концепцию цикличного развития культуры разделяли многие ученые, в их числе были русский ученый Н.Я. Данилевский, немецкий ученый О. Шпенглер, английский историк А. Тойнби. Так, Н.Я. Данилевский, автор широко известной книги «Россия и Европа», выделил десять самобытных культурно-исторических типов, из которых, по его мнению, состояла всемирная история культуры: египетскую, китайскую, индийскую, иранскую, германо-романскую (европейскую), греческую и др. Каждый народ, по его мнению, внес свой вклад во всемирную историю культуры. Ученый предсказал рождение нового одиннадцатого типа культуры - славянского, наиболее полно выраженного в русской культуре. Он не разделял концепции европоцентризма о том, что именно Запад является источником культурного развития и прогресса, а Восток отличается застоем и косностью. Согласно его теории, каждая культура заслуживает признания и уважения. Источником развития культуры Данилевский считал «душу» каждой нации, определяющую способность народа к реализации своих «жизненных сил». Основу самобытности культуры, по его мнению, составляет религия, которая сплачивает народ и дает ему духовную силу. Отстаивая идеи панславизма, Данилевский был верным хранителем православия, крестьянской общины, противником распространения капитализма в России. Подобно любому живому организму, культура, считал он, возникает из бесконечного разнообразия «этнографического материала», затем вступает в период расцвета и после неизбежно движется к своему финалу - гибели. Эти стадии проходят все культуры - и западные, и восточные. С прекращением развития одного культурно-исторического типа центр культурного развития перемещается к другим народам. «Прогресс состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении, а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества во все направлениях», - писал Данилевский[2].
Идеям Данилевского во многом созвучны идеи немецкого философа О. Шпенглера. В своем труде «Закат Европы» он предсказал гибель западноевропейской культуры. Жизненный цикл каждой культуры, по его мнению, также состоит из трех стадий: докультурной или этнографической, собственно культурной и цивилизации, когда силы культуры начинают увядать. Шпенглер выделил восемь культурно-исторических типов: египетский, индийский, вавилонский, китайски греко-римский (аполлоновский), византийско-арабский (магический западноевропейский (фаустовский), народов майя. Русско-сибирская культура находится лишь в стадии зарождения. Каждая культура  существовала примерно тысячу лет и зависела от внутренней жизненной силы. На этапе зарождения культуры решающее значение имели миф и религия, период зрелости связан с развитием философии, науки и искусства, на последнем этапе развивается техника, а искусство вытесняется зрелищами и спортом. Эту завершающую стадию Шпенглер называл цивилизацией, с которой и связывал закат Европы. Ее отличительными признаками являются бездуховность, грубый практицизм, цинизм, стремление к деньгам, богатству, имущественной обеспеченности, пренебрежение к социальным проблемам добра и зла, справедливости и равенства. Духовный кризис неизбежно вел к вырождению и гибели культуры.
Точку зрения цикличного развития культуры разделял также английский историк А. Тойнби, автор многотомного сочинения «Исследование истории». В соответствии с теорией круговорота  локальных, независимых друг от друга цивилизаций, автор выделял вначале 21 цивилизацию, сократив впоследствии их число до 13. В основе его классификации лежал признак религиозного вероисповедания. Цивилизации рассматривались в зависимости от православной, католической, протестантской, буддистской, индуисской, исламской религий их разновидностей. Все они зарождались, крепли, процветали и с временем гибли - это являлось фатальной судьбой всех известны культур. Свои теоретические выводы Тойнби подтверждал обширным историческим материалом. Творцами истории, по его мнению, всегда были либо отдельные личности, либо творческое меньшинство, наделенное способностью отвечать на «вызов» истории. Именно элита обладает творческой энергией и жизненным порывом, позволяющим е успешно решать исторические задачи в области культуры. Тойнби упрекали в антидемократизме, поскольку он весьма скептически относился к роли народных масс в истории и культуре, не верил в их созидательную и творческую силу. Толпа, считал он, может лишь покорно следовать за призывами творческого меньшинства, не всегда осознавая их настоящий смысл. Между элитой и массой не может быть полного согласия, возможно лишь временное взаимодействие, которое неизбежно нарушается и приводит к надлому цивилизации и наступлению катастрофы («брейкдаун»).






[1] Кант И. Соч.: В 6 т. Т.6. - М, 1966. - С. 18.
[2]  Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - СПб, 1895. - С. 115.

Комментариев нет:

Отправить комментарий